В настоящее время одной из центральных проблем, стоящих перед российским обществом, является наркомания. Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства.
Одним из необходимых условий сокращения масштабов незаконного потребления наркотиков является организация и проведение профилактической работы среди детей, подростков и молодежи.
Долгосрочные исследования, проводимые в последние 30 лет, показали, что развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.
Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. Эффективность подхода, основанного на анализе факторов риска, подтверждается исследованиями профилактических программ. Эти исследования доказывают, что программы, нацеленные на уменьшение активности факторов риска и повышение активности защитных факторов, дают хорошие результаты в предотвращении употребления ПАВ.
Эффективность профилактики с этих позиций определяется влиянием факторов риска и защиты в четырех областях: общество, школа, семья и группа сверстников (индивид). Примерами факторов риска может служить доступность наркотических средств (общество), семейный конфликт (семья), недостаточная заинтересованность в школьной жизни (школа), раннее начало употребления наркотиков (группа сверстников). В свою очередь факторы защиты связаны с уменьшением вероятности проявления «нездорового» стиля поведения (NIDA, 1997). Считается, что влияя на факторы риска и защиты, возможно снизить злоупотребление ПАВ среди подростков.
Традиционно факторы риска и защиты разделяют на три группы: «личные», «семейные» и «социальные». Последние, в свою очередь, можно разделить на затрагивающие среду друзей (ближнее окружение), общесоциальные и «школьные», которые мы выделяем особо, ведя разговор о подростках. Приведем перечень наиболее важных, по мнению исследователей, факторов риска и защиты.
1. Личные факторы.Успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.
2. Семейные факторы.Система распределение ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ, система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.
3. Среда сверстников.Отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы ко взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы.
4. Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.
5. «Школьные» факторы.Успеваемость, частые переходы из школы в школу, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой, участие в школьном самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы.
7 июня 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее - Закон), вступающий в силу 5 декабря 2013 года и направленный на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:
-социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее - тестирование);
-профилактические медицинские осмотры обучающихся в специализированной медицинской организации.
Тестирование проходит непосредственно в той образовательной организации, в которой организовано обучение, под руководством штатных квалифицированных специалистов и в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».
Важно отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования - оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.
Тестирование проводится анкетно-опросным методом Ориентировочная длительность процедуры тестирования составляет до 45 минут.
В тестировании могут принять участие все обучающиеся.
В соответствии с Законом тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме: школьникам до 15 лет согласие оформляют родители, обучающиеся, достигшие 15-летнего возраста подписывают согласие самостоятельно. Согласие фиксирует готовность участвовать в тестировании, а также подтверждает осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.
В случае приверженности здоровому образу жизни согласие на участие в тестировании и его результат подчеркнет гражданскую позицию ученика и его родителя (законного представителя).
В соответствии с Законом тестирование является анонимным и конфиденциальным: персональные данные в анкету не заносятся, а результаты тестирования разглашению не подлежат.
Результаты тестирования направляются в органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, для принятия решения о проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся.
При проведении тестирования в качестве наблюдателя допускается присутствие представителя родительской общественности данной образовательной организации.
Тестирование в нашей школе будет организовано в соответствии с планом:
План
мероприятий по организации и проведению социально – психологического тестирования
№п/п
|
мероприятия
|
Срок
|
примечание
|
1
|
Совещание при директоре по организации тестирования в Оу
|
30.01.15
|
|
2
|
Создание комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования (далее - Комиссия), и утверждение ее состава из числа работников образовательной организации
|
|
Приложение № 3
|
3
|
Методическое совещание с классными руководителями
|
16.02.15
|
|
4
|
Родительские собрания
|
17-18 02.15
|
|
5
|
Классные собрания
|
16-18.02
|
|
6
|
Сбор информационных согласий с обучающихся и их родителей (законных представителе)
|
До 20.02.
|
Приложение 1
|
7
|
Утверждение поименных списков обучающихся, составленных по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий
|
До 20.02.15
|
Приложение 2
|
8
|
Утверждение расписания тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям)
|
В соотв. Со сроками УО
|
(Приложение 4);
|
9
|
Организация тестирования
|
В соотв. Со сроками УО
|
анкета В.Г. Латышева (от 14 лет до 18 лет
|
10
|
Обработка результатов
|
В соотв. Со сроками УО
|
|
11
|
Направление акта передачи результатов тестирования в Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
|
В соотв. Со сроками УО
|
(Приложение 6)
|
Заместитель директора по воспитательной работе Л.В. Таранкова
|